один из литургико-канонических памятников древней Церкви (Canones Hippolyti - CPG, N 1742).
Греч. оригинал «К. И.» утерян. Сохранился только араб. перевод, выполненный с копт. версии (вероятно, саидского диалекта), которая не сохранилась. Все араб. рукописи не старше XII в. Копт. перевод был выполнен, возможно, в V-VI вв. (Coquin. 1966). Хотя «К. И.» не входят в состав более крупных сборников литургико-канонических памятников, они присутствуют в сводах канонического права Коптской Церкви. В частности, араб. версия сохранилась в т. н. анонимном Берлинском каноническом сборнике, составленном в XIII в. (Berolin. Sb. arab. 10181. Fol. 123-140, 1334 г.), в сборнике Макария, священника из мон-ря св. Иоанна Колова в Вади-эн-Натрун (1-я пол. XIV в.; известно не менее 11 рукописей; самые важные - Vat. Barber. Or. 4. Fol. 176v - 186, 1350 г.; Vat. arab. 149. Fol. 128-134, 1372 г.; Paris. arab. 251. Fol. 162v - 171, 1353 г.), и в ряде анонимных яковитских сборников (напр., ркп. Paris. arab. 238. Fol. 231v - 259v, XV в.). «К. И.» цитируются в Номоканоне копт. патриарха Гавриила II ибн Турайка (Тарика) (1131-1145) (изд.: Le Nomocanon du patriarche copte Gabriel II ibn Turayk (1131-1145) / Ed. A. Aziz Mina. Beirut, 1993. 2 vol.), в Номоканоне Михаила, копт. митр. Дамиетты, составленном во время Патриаршества Марка III (1167-1189) (Berolin. Sb. arab. 10180, 1211 г.; Paris. arab. 4728, 1886 г.; Vat. arab. 907, XV в.), в Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля (1-я пол. XIII в.; см. в ст. Ассалиды) (Brit. Lib. Or. 1331, 1236 г., и др. рукописи). Перечень канонов сохранился в 5-й кн. энциклопедического сборника Абу-ль-Бараката ибн Кабара «Светильник во тьме» (Paris. arab. 203. Fol. 53v - 54v, между 1363 и 1369).
Полное арабское заглавие памятника - «Церковные каноны и постановления, написанные Ипполитом, князем епископов Рима, согласованные с заповедями апостолов, от Духа Святого [в др. редакции - «от Господа нашего Иисуса Христа»], Который говорил в нем [«через него»]. Числом 38». В Номоканоне патриарха Гавриила II «К. И.» называются «Каноны Болидоса (Булидоса), патриарха Рима, числом 38». В Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля дополнительно сообщается, что эти каноны были переведены на копт. язык (Vat. Borg. arab. 230. Fol. 15v, кон. XIII в.). Сохранилось только копт. заглавие - «Церковные каноны, написанные Ипполитом, архиепископом святого града Рима» (встречается перед канонами Никейского Собора в ркп. Paris. copt. 129 14. Fol. 75, X в.; см.: Achelis H., [Crum W. E.]. The gnwmai of the Synod of Nicaea // JThSt. 1900. Vol. 2. N 5. P. 121-129).
В копто-арабском Синаксаре сообщается, что Ипполит, папа Римский, составил разные каноны, общим числом 38, и эти каноны используются как в Коптской Церкви, так и в др. Церквах всего христ. мира (SynAlex. Vol. 1. P. 475).
В эфиоп. Синаксаре мч. Ипполиту, «патриарху Рима», также приписывается составление «38 канонов о церковном праве» (Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 2. P. 596; Colin G. Le Synaxaire éthiopien. Turnhout, 1992. P. 492-495. (PO; 45/3)). Несмотря на встречающиеся в научной лит-ре утверждения о существовании эфиоп. версии, до наст. времени она не обнаружена, хотя в копт. индексе эфиоп. Синодоса упоминается «Синодос Абудиса (Абулидиса), князя епископов Рима» (Bausi A. Il S nodos etiopico: Canoni pseudoapostolici: Canoni dopo l'Ascensione, Canoni di Simone Cananeo, Canoni Apostolici, Lettera di Pietro. Louvain, 1995. [T. 1: Textus]. P. 7; [T. 2: Versio]. P. 3. (CSCO; 552-553. Aethiop.; 101-102)).
О существовании «К. И.» европ. ученым стало известно в XVII в. (см.: Vansleb J. M. Histoire de l'Église d'Alexandrie. P., 1677. P. 280-281; Ludolfi Hiobi Ad suam Historiam Aethiopicam: antehac editam commentarius. Francofurti ad Moenum, 1691. P. 333-334). Однако 1-е издание появилось только в XIX в. Д. фон Ханеберг издал памятник по 2 ватиканским рукописям (с лат. пер.) (Haneberg. 1870; пер. на нем. яз. по этому изданию - Gröne. 1874). Х. Ахелис переиздал «К. И.» (включая лат. пер.) с исправлениями, конъектурами и реконструкцией истории текста (Achelis. 1891; франц. пер. по этому изданию - Duchesne. 1898). В. Ридель опубликовал нем. перевод по новооткрытым берлинским рукописям (Riedel. 1900). Полное критическое издание с франц. переводом было осуществлено Р. Ж. Кокеном (Coquin. 1966; см. также рецензию: Hanssens. 1966). Англ. перевод, выполненный по этому изданию (Bradshaw. 1987), лег в основу комментированного синоптического издания «Апостольского предания» (The Apostolic Tradition. 2002).
Первый издатель «К. И.» фон Ханеберг не сомневался, что сочинение в соответствии с заглавием принадлежит Ипполиту Римскому. Однако открытие и издание множества других литургико-канонических памятников показали, что вопрос об авторстве решить крайне трудно, сначала необходимо определить место «К. И.» в ряду подобных произведений.
Согласно Ахелису, «К. И.» являются древнейшими среди них. «К. И.» легли в основу «Египетского церковного чина» («Апостольского предания»), а позже - 8-й кн. «Апостольских постановлений». Ядро памятника сложилось в III в. в Риме, что, по мнению Ахелиса, доказывается параллелями «К. И.» с произведениями Тертуллиана (Achelis. 1895). К ранней датировке (кон. II в.) и рим. происхождению «К. И.» склонялся и П. Батиффоль (Batiffol. 1901). Ф. К. Функ предположил обратную зависимость памятников друг от друга, так что «К. И.» становились самым поздним текстом (Funk Fr. X. Die Apostolischen Konstitutionen // ThQ. 1892. Bd. 74. S. 396-438; 1893. Bd. 75. S. 594-666).
Ж. Морен попытался доказать, что автором «К. И.» является свт. Дионисий Великий, еп. Александрийский (Morin. 1900), а А. Баумштарк предположил, что Abûlid в заглавии араб. версии - это не Ипполит, а Римский еп. Юлий I (Baumstark. 1902; см. отклик Функа: Funk Fr. X. Analekten // ThQ. 1903. Bd. 85. S. 478-480; окончательное опровержение: Coquin. 1966). Ридель выявил несколько параллелей с «К. И.» (прежде всего с канонами 27 и 38) в трактате «О девстве», к-рый приписывался свт. Афанасию I Великому (Riedel. 1903). Зависимость чинов хиротонии «Египетского церковного чина» от «К. И.» доказывал Дж. В. Бартлет (Bartlet J. V. The Ordination Prayers in the Ancient Church Order // JThSt. 1916. Vol. 17. N 4. P. 248-256).
Однако дискуссия практически прекратилась после выхода работы Р. Х. Конноли, который провел детальное сравнение «К. И.» с «Апостольским преданием» (Connolly. 1916), доказав, что «К. И.» являются его поздней переработкой и их следует датировать V-VI вв. (см. также: Müller. 1924; этой же теории придерживались И. Квастен, Г. Дикс, Г. Чедвик и др.).
Интерес к памятнику вернулся после статьи Б. Ботта, к-рый передатировал «К. И.» сер. IV в. (точнее между 361 и 363) (Botte. 1956). В основном он руководствовался тем, что в тексте отражено начало становления монашеской организации, а также провел анализ перечня занятий, не дозволенных оглашаемым.
Р. Ж. Кокен продемонстрировал, что составитель «К. И.» использовал не только «Апостольское предание», но и коллекцию Веронского палимпсеста (Coquin. 1966). По его мнению, «К. И.» были составлены в Александрии в 336-340 гг., т. к. в 1-м каноне есть аллюзия на недавнюю смерть Ария. На раннюю дату указывает и характер поста в канонах 20 и 22. Кокен предположил, что составителем был не епископ, а пресвитер (на основании анализа канонов 2, 4, 5), возможно обращенный из иудеев. Эта гипотеза была опровергнута П. Брэдшоу (Bradshaw. 1987). Х. Бракманн привел ряд аргументов против гипотезы о том, что памятник происходит из Александрии; по его мнению, «К. И.» были составлены в Сев. Египте (Brackmann. 1979). При этом и Брэдшоу и Бракманн согласились с датировкой, предложенной Кокеном.
А. Брент проанализировал заглавия ряда литургико-канонических памятников и пришел к выводу, что «К. И.» имеют полемическую направленность: они не просто составлены Ипполитом, но даны «через Ипполита», подобно тому как другие постановления даны «через Климента» (Brent. 1995).
К. Маркшис снова скорректировал датировку в сторону более поздней. По его мнению, даже если греч. оригинал был создан в 30-х гг. IV в., доступная в наст. время редакция памятника (или его копт. пер.) появилась не ранее кон. IV - нач. V в., т. к. в крещальных вопросах отражены споры с еретиками, отрицающими правосл. учение о Св. Троице и божество Св. Духа (Markschies. 1999). Атрибуция «К. И.» Ипполиту Римскому - позднего происхождения и соответствует представлениям об Ипполите восточных писателей V-VI вв.
Памятник состоит из 38 канонов и, вероятно, сохраняет первоначальную структуру «Апостольского предания». Во мн. случаях текст канонов и порядок их следования совпадают с «Апостольским преданием». Однако более точные выводы сделать трудно из-за отсутствия греч. оригинала.
«К. И.» начинаются с исповедания веры в Св. Троицу (гл. 1). Затем идет ряд постановлений о хиротониях и разных чинах клириков: о посвящении епископов (главы 2-3), пресвитеров (гл. 4), диаконов (гл. 5), об исповедниках (гл. 6), о чтецах, об иподиаконах (гл. 7). Вместо дев, которые фигурируют в подобном каноне в др. версиях «Апостольского предания», здесь упоминаются целибатные клирики. Далее говорится об имеющих дары исцелений и о женатых священниках (гл. 8), о пресвитерах, перешедших в др. место, и о вдовах (гл. 9). Следующий блок канонов так или иначе связан с оглашаемыми и чином Крещения. Об испытании новообращенных и о запрещенных для желающих креститься профессиях говорится в канонах 10-15. Затем идет речь о конкубинах (гл. 16) и свободных женщинах, как они должны вести себя, а также о времени оглашения (гл. 17). В гл. 18 упоминаются молитвы оглашаемых, совершаемые отдельно от верных христиан, и отделение женщин от мужчин во время чина Крещения. В 19-м каноне говорится об оглашаемых, ставших мучениками, о «крещении кровью», о приготовлении к таинству Крещения и приводится сам чин. В 20-м каноне обсуждаются дни поста, благодарение перед едой и экзорцизм хлеба. В 21-м каноне описываются ежедневные собрания верных. В 22-м каноне обсуждается предпасхальный пост. Затем кратко говорится о духовном просвещении (гл. 23). Много внимания уделяется заботе о больных (главы 24-25). В 25-м каноне также перечисляются часы молитвы. В 26-м каноне речь идет о слушании Слова и собрании в церкви, а в 27-м каноне - о домашней молитве. 28-й канон предписывает евхаристический пост, в 29-м говорится о необходимости бдения перед Евхаристией и о крестном знамении. В 30-м каноне вновь говорится об оглашаемых и о практике причащения. Отмечается, что диакон также может причащать (гл. 31). Описывается пост дев и вдов (гл. 32). Этот канон и следующие затрагивают тему общинных трапез (главы 32-35). В 36-м каноне говорится о приношении начатков и об их освящении, о благословении плодов, в 37-м каноне - о литургии и об одеждах клириков. Завершается памятник сообщением о пасхальном бдении и пасхальной проповедью.